Поисковые системы стали настолько необходимы пользователю Интернета, что без них не обходится ни одно посещение глобальной Сети. Наибольшей популярностью у интернетчиков всего мира, безусловно, пользуется поисковик Google. Более того, в английском языке даже появился особый глагол «to google» — искать что-либо в Сети. Но если рядовые юзеры заходят на сайт этой системы исключительно ради получения интересующей их информации, то многие организации, преследуя свои корыстные цели, злоупотребляют ее огромным поисковым индексом, который насчитывает более восьми миллиардов веб-страниц.
Желающие оказаться в верхней части списка релевантных документов обычно используют для достижения своей мечты так называемую оптимизацию поисковой системы (SEO). Однако далеко не все организации делают это законными способами. Так называемые «блэк-хэты» (иначе говоря, взломщики) постоянно соревнуются друг с другом, пользуясь прорехами в формализме Google, которые, впрочем, есть в каждом поисковике. В связи с этим британская газета Guardian решила провести эксперимент, создав фиктивный сайт об экологически чистых шлепанцах и попытавшись «продвинуть» его в рейтинге этой поисковой системы с помощью такой тактики.
Сайт состоял лишь из одной страницы, на которую было помещено изображение шлепанцев и примечание о проводимом эксперименте. Изначально на запрос «экологически чистые шлепанцы» Google выдавал свыше 11,5 тыс. страниц, среди которых фиктивного сайта не было. Но спустя два дня после появления он все-таки был найден поисковым «пауком» — специальной программой, которая исследует глобальную Сеть, и включен в поисковый индекс. При этом сайт оказался в последней сотне релевантных страниц. Первые меры, призванные повысить рейтинг сайта и указанные в специальной инструкции по раскрутке сайта в Google, состояли из насыщения страницы словами, улучшающими его ранжирование, а также добавления скрытых данных, обеспечивающих ему дальнейший рост популярности. Однако эффективность таких мер была чрезвычайно мала, и сайт по-прежнему оставался среди аутсайдеров.
Тогда экспериментаторы из Guardian решили пойти по пути «блэк-хэтов». Был создан второй сайт, содержащий множество ссылок на первый. Поскольку Google оценивает рейтинг сайта в том числе и по такому параметру, как количество ведущих на него «линков», эффект от этой уловки, особенно в совокупности с рекомендованными мерами, оказался потрясающим: уже через несколько дней фиктивная страница обошла 11,5 тыс. «конкурентов» и вышла на верхнюю строчку!
Естественно, что в случае с реальным сайтом ценность успеха гораздо выше. В первую очередь это относится к интернет-магазинам: согласно исследованию агентства Hitwise, каждая пятая покупка является результатом поиска в Сети, а каждая вторая — следствием поиска в Google. Другими словами, люди доверяют этой поисковой системе, и пример со страницей про шлепанцы, пусть и достаточно примитивный, показывает, что далеко не всегда на первые строчки в результатах запроса попадают сайты, которые на самом деле этого заслуживают. Стоит только насытить страницу популярными словосочетаниями типа «Бритни Спирс» или «Пэрис Хилтон». добавить так называемую метаинформацию, создать побольше ссылок на этот сайт, разослать немного спама и регулярно обновлять содержимое — и успех обеспечен!